Главная Логопедическая страничка

Логопедическая страничка

Сказки на ночь. Консультация для родителей. Скачать

В нашем детском дошкольном учреждении воспитание и образование детей осуществляется в тесном сотрудничестве семьи и специалистов детского сада. Цель данной сранички – помочь родителям в вопросах формирования у детей правильной чистой речи: обеспечить практическим материалом, который можно было бы использовать для закрпления у детей навыков правильного произношения в домашних условиях.

Произносительная сторона речи у детей в основном формируется в дошкольном детстве. Практика показывает, что правильное понимание родителями задач обучения, знание некоторых методических приёмов несомнено поможет им в органзации речевых занятий дома. Родители очень часто задают много вопросов о недостатаках речевого развития их детей. Ответы на некоторые вопросы я решила осветить в этой статье.


Вопрос: Как определить родителям необходимость занятий с логопедом?

Для этого родителям необходимо знать возрастные характеристики речевых возможностей ребенка. Не стоит вести ребёнка 3-4 лет сразу к логопеду. Потому, что в этом возрасте ещё слабо сформирован речевой аппарат ребёнка. Дети могут ещё не совсем чётко проговаривать свистящие, шипящие звуки, но самое главное редко бывает, чтобы дети 3-4 лет четко проговаривали сложные звуки такие как: -Л-; -Р-. Логопеды этот дефект называют «возрастным дефектом». Нужно подождать, когда ребёнок подрастёт, у него окрепнут мышцы языка и возможно у него сформируется правильная речь. Стоит более внимательно прислушиваться к звукопроизношению ребёнка где-то  с 4,5 – 5 лет. К этому возрасту у ребёнка должен быть сформирован речевой аппарат, и он может проговаривать все звуки правильно. Если вы такой картины не наблюдаете, то родителям необходимо обратиться к логопеду.

Вопрос: С какого возраста возможны занятия логопеда с детьми?

Этот вопрос чисто индивидуальный и зависит от дефекта звукопроизношения самого ребёнка. Есть дети с осложненным дефектом речи (когда у ребёнка нарушен большой звуковой ряд речи: т.е. когда ребёнка «понимает» только мама), то занятия следует проводить, начиная с 4-х лет. Если же ребёнок не имеет осложнённый дефект (не выговаривает шипящие и –Р- или –Л-) то порой стоит подождать и 5 лет. В этом возрасте ребёнок сознательно подходит к своему дефекту (переживает) и логопед сможет до школы за два года поставить и закрепить звуки. В любом случае желательно проконсультироваться у логопеда он определит, с какого возраста можно начинать занимать вашему ребёнку.

Вопрос: Расскажите про методы профилактики развития правильной речи у детей?

Чтобы ребёнок мог правильно произносить звуки и слова он должен, прежде всего, слышать их. Важно обратить внимание родителей на роль слуха в развитие речи ребенка. Необходимо оберегать его от постоянных сильных звуковых воздействий (включение на полную громкость телевизоров или слушать музыку в наушниках). Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, учить «правильно» произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему ещё не доступны. Важно, чтобы взрослые в разговоре с ребёнком следиди за своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко произносили все звуки и слова. Нельзя в общении с ребёнком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте «подражать» детской речи, произносить слова искажённо, употреблять вместо общепринятых слов усечённые слова или звукоподражания ( «Где бибика?»; «Ляля хочет бай-бай»). Такая речь взрослых отрицательно скажется на речи вашего ребёнка, впоследствии он может так же не заботится о том, как его речь вопринимается слушателем.

Очень эффективно родителям с раннего возраста массажировать кончики пальцев своего малыша (делая массирование от кончиков пальцев к ладошке). Именно на кончиках пальцев находятся рецепторы, которые помогают в развитии правильной речи.

Вопрос: Согласны ли вы с изречением «необучаемых детей нет»?

Практика показывает, что правильный профессиональный подход к работе может исправить даже сложные дефекты в речи ребёнка. Для этого нужен не только профессионализм логопеда, но и активная помощь и поддержка самих родителей и тогда «необучаемых детей» не будет.

Вопрос: Как развивается речь детей? Как должен говорить ребёнок на определённои этапе своего развития?

Овладение речью и дальнейшее её формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребёнка, от состояния и особенностей развития его высшей нервной деятельности. В развитии речи ребёнка наблюдаются определённые закономерности, которые выражаются прежде всего в постепенности процесса.

Первый год жизни ребёнка является как бы подготовительным этапом к овладению речью. В этот период у младенца развивается зрительное и слуховое сосредоточение (он прислушивается к звукам речи, отыскивает и сосредоточивает своё внимание на источнике звука, на лице говорящего); развивается понимание речи; в процессе гуления, лепета идёт интенсивное развитие артикуляционного аппарата. Общение между ребёнком и взрослым строится в основном на эмоциональной основе, а с появлением первых осмысленных слов – с помощью речи.

Для двухлетного ребёнка является вполне закономерным несовершенство произносительной стороны речи: неправильное произношение большинства звуков родного языка. У некоторых детей как индивидуальная особенность речи отмечается слабый, тихий голос, невнятное произнесение слов.

К концу второго года речь ребёнка хоть и становится основным средством общения, однако ещё далека от совершенства. Для неё характерны: бедность словарного запаса, частое употребление облегчённых слов ( «бай-бай» вместо спать); употребление лишь тех названий предметов, игрушек, с которыми ребёнок постоянно действует; отсутствие правильных грамматических связей между словами; нечёткое произношение отдельных слов; отсутствие многих звуков.

К трём годам произносительная строна речи у детей ещё недостаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных. Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов, отчего речь детей ещё недостаточно чистая и внятная. Дети этого возраста не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратам, например не могут достаточно громко отвечать или говорить тихо, когда этого требует ситауция.

На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребёнком словаря. Увеличивается число существительных, обозначающих предметы ближайшего окружения. В своих высказываниях ребёнок употребляет почти все части речи, овладевает элеменатрными грамматическими навыками родного языка, начинает согласовывать прилагательные с существительными, использует простые распространённые предложения.

Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение. В процессе игры он нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами.

В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи.    На четвёртом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчётливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи детей преобладают простые распространённые предложения. Речь детей в основном носит ситуативный характер, она ещё недостаточно точна в словарном и грамматическом оношении, не вполне чиста и правильна со стороны произношения. Ребёнок может с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении всё чаще исходит от ребёнка.

К пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладение звуками. Речь в целом становится чище, отчётливей. Возрастает речевая активность. Дети начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер.

Рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры часто являются одной из причин увеличения количества грамматических ошибок.

Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, указывать на наличие знакомого звука в словах.

К концу шестого года ребёнок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчётливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими категориями; его высказывания становятся содержательнее, выразительнее и точнее.

К концу седьмого года жизни на момент поступления ребёнка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, чётко и ясно их произносит, имеет определённый словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, спрягает часто употребляемые глаголы; свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки и т.д. Всё это даёт возможность ребёнку при обучении в школе успешно овладевать программным материалом.

В дошкольном детстве, естественно, для ребёнка не заканчивается процесс овладения речью. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передпавать содержание художественного произведения будут продолжаться в школьные годы.

HostCMS